Геологический
факультет МГУ
имени
М.В. Ломоносова

Проект «ГЕОМЕТРО»

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПРОЕКТУ «ГЕОМЕТРО»

Информация, которую вы видите на стикерах, или, перейдя по QR-коду, относится к горным породам, представленным в облицовке пассажирских помещений московского метрополитена. В метро таких помещений много – это вестибюли, аванзалы, переходы и, конечно, сами станции. И все они украшены полированными плитами метровой размерности.

Проект «Геометро» посвящен горным породам. Именно они и будут предметом нашего рассказа: их происхождение, строение, история месторождений, где они были добыты.

Авторы и участники проекта тоже ездят в метро. Мы не перестаем удивляться красоте камня, закономерностям его строения, многообразию мест, откуда он был привезен.

И мы тоже спешим. Но стоп! А если остановиться, вглядеться в полированные поверхности, провести по ним ладонью. Камень холоден. Так же, как и бесконечно красив. Объяснить его красоту – наша задача.

Мы хотим предложить иной взгляд на привычные вещи. Полированные плиты метровой размерности – это уникальные образцы горных пород, на которых можно увидеть геологические процессы целиком. Если рассматривать их как «отделку натуральным камнем», то мы увидим его цвет, гармоничные контрастные пятна и полосы. А если рассматривать как геологические образцы, то их цвет – это содержание элементов, которое говорит о происхождении на разных глубинах, полосы – тектонические трещины, по которым под огромным давлением шли горячие растворы и расплавы, пятна – кристаллы и окаменелости.

Причины красоты камня разнообразны. Это могут быть механические напряжения, связанные с большим давлением, созданным движением континентов. Или застывшие потоки магмы, которые несли и плавили обломки пород, в которые она внедрялась. Там, где магма соприкасалась с уже застывшими породами, можно увидеть начало роста кристаллов. А другие кристаллы, наоборот, выпадали в массе магмы при ее остывании.

В полах станций можно встретить кристаллы-двойники, кристаллические решетки которых образовывались в зеркальном отражении. «Шахматная доска» полов многих станций набрана не просто из пород разного цвета. Их цвет связан с тем, образовались они при плавлении континентальной коры или пришли из мантии – расплавленной оболочки Земли, по которой движутся континенты. Из мантии поступали самые глубинные и самые горячие расплавы. Они могли подниматься с глубины до ста километров и, если не изливались на земную поверхность, застывали, образуя черные габбро …

Остановимся в описании. Давайте пройдем по самим станциям, выйдем «в поле», как принято говорить у геологов. Проникнем за полированную поверхность, за границу нашего времени ….

В проекте принимают участие более 60 станций московского метрополитена. Он охватывает все линии метро и все станции в пределах Кольцевой линии. Есть в проекте и станции, которые выходят за эти рамки. И повод для включения в проект – у каждой станции свой.

Сокольники – первая станция метрополитена нашей страны.

Сокольники БКЛ – станция-«близнец», открытая через 88 лет после «первых» Сокольников.

Университет – станция, рядом с которой расположен Московский университет – родоначальник идеи проекта «Геометро».

Парк победы – станция со знаменитым среди пассажиров метро мрамором с самыми крупными окаменелостями.

Динамо, Автозаводская, Хорошёвская, Бауманская, ЦСКА, Петровский парк, Электрозаводская ………………..– станции с уникальными мраморами, которые в такой полноте или разнообразии не представлены больше ни на каких других станциях метро.

Участники проекта:

Н.Н. Ерёмин – Декан Геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Руководитель проекта – заместитель декана геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры петрологии и вулканологии Андрей Викторович Бобров.

Автор идеи – ответственный исполнитель проекта, старший научный сотрудник кафедры палеонтологии, кандидат биологических наук Евгения Леонидовна Сумина.

Автор геологических описаний, научный редактор – доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры минералогии, заслуженный профессор Московского университета Эрнст Максович Спиридонов.

Авторы палеонтологических описаний – Е.Л. Сумина и независимый исследователь, выпускник кафедры палеонтологии Дмитрий Леонидович Сумин.

Работа по выбору образцов на станциях:

  • Э.М. Спиридонов,
  • А.В. Бобров,
  • кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры петрологии и вулканологии Борис Борисович Шкурский, Д.Л. Сумин, Е.Л. Сумина,
  • научный сотрудник Музея Землеведения МГУ, кандидат геолого-минералогических наук Светлана Юрьевна Малёнкина.

Подготовка массива данных, консультации по месторождениям:

  • ведущий геолог Горного управления Группы компаний «Возрождение» Елена Николаевна Кузьминых,
  • доцент кафедры истории Земли, кандидат геолого-минералогических наук Павел Анатольевич Фокин,
  • заведующий Отделом облицовочных материалов из природного камня ФГУП «ВНИПИИстромсырье», кандидат геолого-минералогических наук Николай Иванович Моторный.

Все вместе мы работали над адаптированными геологическими и палеонтологическими описаниями, которые вы видите на стикерах.

В составлении схем станций, подготовке материалов и многом другом принимали участие студенты и выпускники геологического факультета МГУ:

Татьяна Маликова, кафедра инженерной и экологической геологии;

Ульяна Ломакина, кафедра динамической геологии;

Анна Павлова, кафедра динамической геологии;

Евгения Ерёмина, кафедра кристаллографии;

Георгий Овсянников, кафедра минералогии;

Михаил Кушнарёв, кафедра инженерной и экологической геологии.

От ГУП «Московский метрополитен» в проекте принимали участие

Начальник Народного музея московского метрополитена К. А. Черкасский

Выражаем благодарность за поддержку проекта:

  • Департаменту транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы и лично М.С. Ликсутову
  • ГУП «Московский метрополитен» и лично П.К. Ковалёву
  • АО «Мосметрострой»
  • АО «Метрогипротранс» и лично Л.Л. Борзенкову
  • Заместителю декана факультета Наук о материалах МГУ, доктору химических наук, член-корр. РАН, профессору Е.А. Гудилину

Правила пользования информацией

* В подавляющем большинстве описаны горные породы, использованные в облицовке пассажирских залов, реже путевых платформ, переходов или колонн наземных вестибюлей.

* Цифровые значения абсолютного геологического возраста горных пород, используемые в качестве элементов оформления, даны для одной из пород, преобладающих в облицовке данной станции.

* Значение геологических терминов приведено в стикерах не всегда. Пусть что-то останется непонятым – времени для заинтересованного осмысления все равно потребуется гораздо больше, чем занимает ваша поездка в метро. Ведь главное, что для этого нужно, вы уже увидели своими глазами, значит, это знание теперь принадлежит ВАМ!

Перейти к перечню станций