Геологический
факультет МГУ
имени
М.В. Ломоносова

Учебно-научный центр ЮНЕСКО-МГУ по морской геологии и геофизике

Учебно-научный Центр ЮНЕСКО-МГУ по морской геологии и геофизике создан при геологическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова приказом Ректора №240 от 13 апреля 1993 года. А в 1994 году Генеральным директором ЮНЕСКО и Ректором МГУ было подписано соглашение об открытии на его базе кафедры ЮНЕСКО. С 90-х годов Центр играет значительную роль в развитии двустороннего сотрудничества между МГУ и ЮНЕСКО.

Центр выполняет научные исследования и готовит высококвалифицированных специалистов в области морских наук. Центр является инициатором и координатором многих научно-исследовательских проектов, реализуемых в тесном сотрудничестве с зарубежными университетами и крупными научными центрами. Среди самых известных долгосрочных проектов – «Плавучий Университет» (http://floatinguniversity.ru/) и «Class@Baikal” (http://www.class-baikal.ru/). Образовательные программы Центра, направленные на углубленное обучение студентов и аспирантов посредством их привлечения к научным исследованиям, реализуются под девизом «Обучение-через-исследования»

Основные направления деятельности Центра:

  • реализация программы ЮНЕСКО/МОК «Плавучий университет» и проекта Class@Baikal;
  • выполнение научных исследований по национальным и международным морским проектам;
  • организация и проведение экспедиционных работ, учебных морских практик студентов;
  • расширение двусторонних и многосторонних связей МГУ с европейскими университетами и морскими исследовательскими центрами для более полного использования совместного потенциала в области науки и образования, расширение программ совместных исследований;
  • развитие различных форм международного межуниверситетского сотрудничества, а также взаимодействия с академическими институтами;
  • подготовка квалифицированных специалистов в области морской геологии, геохимии и геофизики.

Центр имеет долгосрочные учебные и научные связи с крупнейшими университетами и национальными морскими научными центрами Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Италии, Испании, Ирландии, Нидерландов, Турции, Франции и других стран. Центр поддерживает партнерские отношения с Российской Академией наук.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА программ, выполняемых Центром, базируется на принципах:

  • Обучение через участие в научных исследованиях.
  • Многодисциплинарный подход. Взаимодействие специалистов различного профиля способствует появлению новых подходов к решению научной задачи.
  • Цикличность обучения. Разработанный ежегодный цикл включает:  а) постановку проблемы руководителями работ; б) её теоретическое изучение студентами и их подготовку к экспедиции; в) участие студентов в экспедиции и сборе полевого материала; г) обработку собранного материала в лабораторных условиях; д) интерпретацию полученных данных; е) обсуждение результатов на научных семинарах подразделения; ж) подготовку докладов для ежегодных конференций «Плавучего университета»; з) подготовку публикаций в научных изданиях и/или рекомендаций для практической деятельности.
  • Интенсивность обучения. Каждый студент проходит цикл от ознакомления с принципами и методикой работы до получения первого научного результата и его апробации на конференции или в научной публикации всего за 1 год.
  • Упор на самостоятельную работу студентов в решении научных и практических проблем. Студенты старших курсов и аспиранты привлекаются как ответственные исполнители научных проектов, на них возлагается решение реальных задач, высокая ответственность оказывает мобилизующее воздействие.
  • Индивидуальный подход. Каждый студент имеет свой собственный научный проект, который выбирается с учётом его желания, специализации и степени подготовленности. Индивидуальные проекты не дублируются, и поэтому от работы каждого студента зависит конечный результат экспедиции и результатов обработки экспедиционных данных.
  • Эффективная передача опыта. Работа студентов в одной команде с опытными специалистами.
  • Преемственность обучения. Порой студенты младших курсов, впервые участвующие в экспедиции, гораздо легче перенимают опыт у старшекурсников, чем у преподавателей.
  • Направленность на изучение и решение практических вопросов. Все исследования проводятся по актуальным проблемам Мирового океана.
  • Распространение опыта на национальном и международном уровнях — оказывается методическая помощь в применении накопленного опыта другим организациям.
  • Развитие межкультурных контактов. В мероприятиях программы участвуют студенты и ученые разных стран, интенсивная работа студентов в многонациональном коллективе позволяет им естественным образом воспринимать существующие национальные различия и способствует развитию очень важных качеств: терпимости и взаимопонимания на самых ранних этапах их профессионального и жизненного пути.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ и обучение студентов проводятся в рамках комплексного изучения сложных геологических и экологических систем, таких как:

  • Грязевой вулканизм, диапиризм, флюидоразгрузка на морском дне;
  • Природные газовые гидраты морей;
  • Холодноводные карбонатные постройки континентальных окраин;
  • Глубоководные конуса выноса и осадочные системы;
  • Оползневые процессы и стабильность склонов континентальных окраин;
  • Гидротермальная активность в океанах;
  • Неотектоника акваторий.

Исследования, выполняемые Центром, отвечают мировым стандартам и признаны европейским сообществом.

«Плавучему университету» принадлежит первенство в открытиях многочисленных структур газовой разгрузки на морском дне: открытия отдельных грязевых вулканов и целых грязевулканических провинций в Черном и Средиземном морях, на Атлантической окраине Европы; обнаружение, картирование и изучение целых полей карбонатных конкреций, труб и плит на морском дне. «Плавучий университет» знаменит своими находками газовых гидратов и бактериальных матов там, где по господствующим среди ученых представлениям их быть не могло. «Плавучий Университет» неоднократно открывал и описывал дотоле неизвестные человечеству биологические виды, обитающие в аномальных зонах на морском дне. На счету программы десятки потрясающих открытий, которые, без преувеличения, предопределили развитие направлений морских исследований на десятилетия. В тесном сотрудничестве с коллегами по всему миру Центр вовлекает студентов в такие передовые исследования.

Ежегодно, с 2012 года, Центр – один из главных организаторов международных многодисциплинарных конгрессов «Морские исследования и образование» (MArine RESearch and EDUcation — MARESEDU) (https://www.maresedu.com/). Конференции собирают вместе ученых, работающих на передовом крае научного освоения Мирового океана и преподавателей университетов, готовящих морские научные кадры. В них ежегодно принимают участие свыше 400 человек из России и стран Европы. Отличительной чертой конференций является значительное количество докладов, подготовленных студентами различных вузов, традиционно принимающих активное участие в работе этого научного форума.